Владимир Ильич ЛЕНИН

 

ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ


Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года

 

ОТВЕТЫ В. И. ЛЕНИНА НА ВОПРОСЫ ДЕЛЕГАТОВ 
III ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА РКСМ
.

Товарищи, поступило очень много вопросов. Я буду их перечислять.

Вот один вопрос: “Каково военное и международное положение Республики и каковы, по моему мнению, задачи Союза в связи с этим положением?”

Естественно, что вы от меня сейчас же второго доклада о военном и международном положении Республики ждать не можете, особенно с хриплым голосом. Придется этот вопрос отложить или просить высказаться по нему кого-либо другого. Скажу вкратце: сейчас дело сводится к задаче военной, чтобы силы все напрячь на борьбу с Врангелем. Вы знаете из газет, что в этом отношении, как всегда, пошли вперед рабочие питерские; рабочие Москвы и Иваново-Вознесенска от них не отстанут. И Союз коммунистической молодежи должен практически на этом съезде обсудить, какие экстренные меры он должен принять, чтобы помочь в этом отношении.

Затем несколько вопросов посвящено отношению к крестьянину.

“Что нужно сделать крестьянину, чтобы не прятать излишек хлеба и прочих продуктов? Часто ему, в силу необходимости, приходится прятать, чтобы сменять на косу, посуду и т. п., которые получает рабочий города, а несет в деревню, чтобы сменять”.

Я думаю, что инвентарь, сельскохозяйственные машины должны быть большей частью распределены по крестьянам. Только тогда, когда у крестьянина будет самое необходимое для сельского хозяйства, тогда исчезнет все это.

Затем еще две или три записки, которые говорят, что у крестьянина отбирают не только излишки, но и необходимое, и несколько такого рода расчетов, которые показывают это в цифрах.

“У крестьянина отбирают не только излишки, но и последнее. Например, семья крестьянина состоит из 7 человек, одна лошадь, одна корова, он имеет хлеба 50 пудов, у него отбирают '/з, 50—17 остается 33... На 9 месяцев, считая по одному пуду в месяц, 7Х9=63 пуда. А корм для скота? Вот такие обстоятельства крайне обостряют крестьянина против Советской власти, но крестьянство терпит, у него отбирают, и только, ему ничего не дают, даже дегтя, а без этого нельзя добывать и хлеб. Нужно обратить серьезнейшее внимание на снабжение трудового крестьянства, иначе крестьянин не пойдет ни на какие дружественные слова”. Подписано: “Крестьянин”.

Это совершенно справедливо, что крестьянину сплошь и рядом Советская власть не имеет возможности дать необходимые продукты, сплошь и рядом это зависит от того, что плохо организовано дело, потому что добыть деготь при обилии в России леса всегда возможно. Отчасти это зависит от того, что разоренная промышленность не может быть восстановлена, пока не будет прокормлен рабочий, не собрано достаточное количество топлива и сырья. Например, вы знаете, что мануфактуры у нас нет, вы знаете, что народ нуждается в одежде до последней степени. Чтобы вознаградить крестьянина за хлеб, ему нужно дать одежду. И крестьянин совершенно прав, когда он предъявляет требование на одежду. Но, чтобы получить одежду, нужно восстановить фабрики, ввезти хлопок из Туркестана, где его недостаточно, потому что мы в лучшие времена получали половину хлопка из Туркестана, а другую половину из-за границы, которая теперь нам ни одного пуда не даст. Нужно привезти достаточное количество топлива, и мы говорим крестьянину: для того, чтобы восстановить промышленность, крестьянин должен отдать рабочему государству всюду свои излишки хлеба. Говорят, что иногда отбирают не только излишки, но и необходимое. Вы знаете, что если рассчитать, то хлеба в России для того, чтобы все имели, не только хватит, даже при неурожае, даже теперь, хватило бы в 1918 и в 1919 году. Но чтобы это правильно распределить, надо, чтобы ни одного лишнего пуда не было ни у одной крестьянской семьи. Можем ли мы это сделать сейчас? Мы могли бы это сделать сейчас, если бы было организовано все подрастающее поколение, но вы знаете, что этого нет. Вы знаете, что продолжается борьба организованных рабочих и трудящихся крестьян, которые борются за то, чтобы излишки хлеба были полностью отданы государству рабочих. И тогда государство восстановит промышленность и отплатит крестьянину продуктами. С другой стороны, борьбу ведут зажиточные крестьяне, которые живут спекуляцией.

Здесь есть записка, которая спрашивает о мерах борьбы против детской спекуляции.

Никаких особых мер борьбы против спекуляции и против детской спекуляции не может быть, кроме организации правильного распределения. Когда мы получили в первый год Советской власти в пользу государства, в руки государства 37 миллионов пудов (хлеба), мы были совершенно беспомощны. (Во) второй год мы получили 110 миллионов пудов, мы уже начали крепнуть. В этот год, который кончился 1-го августа 1920 года, мы уже собрали и заготовили государственным путем через продовольственную организацию 260 миллионов пудов. Мы уже надеемся при разверстке на будущий год, которая составляет 450 миллионов пудов, если мы выполним ее в размере 300— 360 миллионов, мы уже можем пустить в ход промышленность. А как быть до этого со спекуляцией? Продолжать ту же борьбу, которую мы ведем, борьбу организации, борьбу сплоченности.

Чем больше в руках рабочего государства будет собираться хлеба, тем больше будет убита спекуляция и тем больше государство сможет заботиться о восстановлении промышленности. Сейчас, например, в Иваново-Вознесенске, в котором до сих пор не работала ни одна фабрика, пускают на эту зиму 16 фабрик и рассчитывают дать нам за полгода, как мне говорил товарищ рабочий из Иваново-Вознесенска, 120 миллионов аршин, потому что у них достаточно хлопка, подвезенного из Туркестана, и потому что мы взяли в этом году свыше 100 миллионов пудов нефти и смогли фабрики обеспечить топливом. Вот каким образом мы начинаем вылезать из состояния голода и раздетости и беспомощности, против спекуляции, к тому правильному коммунистическому состоянию, когда рабочее государство имеет в своих руках достаточное количество хлеба, чтобы пустить в ход фабрики, для чего нужно достаточное количество сырья и топлива, и чтобы продуктами их фабричных производств вознаградить крестьянство за хлеб, чтобы крестьянин видел, что за хлеб он получает не бумажки, которые ничего не стоят, которые только являются свидетельствами того, что крестьянин отдал хлеб в долг, а чтобы за хлеб он получил продукты, необходимые для его хозяйства.

В этом и состоит та работа коммунистического строительства, которая за три года привела нас, как вы видите, к порядочным успехам, несмотря на то что война отнимала и отнимает лучшие силы. Но вы знаете, что победа над Врангелем и окончание польской войны дают нам возможность более длительно сосредоточиться на мирном хозяйственном строительстве. Вот как стоит этот вопрос. Затем несколько вопросов, посвященных названию). Это вопросы, которые не представляются существенными.

Председатель: Это вопрос принципиального разногласия.

Ленин: Назвать ли организацию Союзом коммунистической молодежи или Коммунистическим союзом молодежи? Я разницы не вижу между тем и другим.

Затем одна записка спрашивает относительно интеллигенции

“Как вы смотрите на взаимоотношения коммунистической молодежи с Российской Коммунистической партией? Или самостоятельность, и в какой мере?”

Я думаю, что Союз коммунистической молодежи должен руководиться общими директивами Коммунистической партии, если действительно хочет быть коммунистическим, и, с другой стороны, его задачей является главным образом то, чтобы деятельность всей подрастающей молодежи, рабочей и крестьянской, могла являться образцом и примером коммунистической молодежи. Вот основные места. Союз коммунистической молодежи должен быть в своей деятельности примером на практике для рабочей и крестьянской молодежи вообще, чтобы рабочие и крестьяне могли видеть, что группа Союза коммунистической молодежи действует так, как они только и могут пожелать действовать каждому рабочему и крестьянину. Как это установить организационно, как должно проводиться в жизни, об этом высказаться не могу, для этого нужно знать ваш устав, присутствовать все время здесь, у вас на съезде. Таких знаний у меня нет, об этом лучше скажут ваши товарищи, которые более знакомы с вашим уставом. Я только могу сказать — руководствоваться (общими директивами) Коммунистической партии, с одной стороны, и, с другой, как на практике действовать Союзу коммунистической молодежи, чтобы он не замыкался в себе, чтобы его 400 тысяч членов служили практическими руководителями, практическим примером для всей рабочей и крестьянской молодежи, чтобы в каждой деревне, где есть ячейки вашего Союза, в каждом квартале города, где есть группа вашего Союза, все подрастающие рабочие и крестьяне видели, что эта группа им помогает, на них работает, им приносит пользу, ими руководит в борьбе против грязи, против нечистоты, против спекуляции. Вот каково должно быть отношение, а как это поставить практически, это дело более знакомое практически работающим в вашем Союзе.

“Как при образовании самого себя использовать силы интеллигенции? Я имею в виду современную часть консервативной интеллигенции”. “Скоро ли кончится гражданская война?” Если бы я сам это знал, я был бы очень рад утешить вас ответом, но могу только сказать, что чем скорее мы побьем и добьем Врангеля, тем скорее эта война кончится.

Теперь я дочитаю вопросы об интеллигенции. Второй вопрос: “Что — есть или нет класс интеллигенции?” и третий вопрос: “Члены Коммунистического союза молодежи должны быть бесспорно рабочими и (представителями) беднейшей крестьянской молодежи и батрачества. В каком положении должен стоять Союз по отношению к мелкой буржуазии, мещанству, учащимся и служащим из мелкобуржуазной среды?”

Что касается интеллигенции, так она по своему положению больше всего подходит вот именно к мелкой буржуазии, мещанству и мелким собственникам, потому что получить достаточное образование в старом капиталистическом обществе в громадном большинстве случаев могли только дети зажиточных людей. Поэтому они воспитывались в настроении мелких собственников, мелких хозяйчиков. И по уровню своего заработка они во всех капиталистических обществах стоят выше рабочих и крестьян, из них очень часто выдвигается, хотя весьма небольшое число, на уровень жизни настоящей капиталистической буржуазии. Поэтому интеллигенция в буржуазном обществе, как все мелкие хозяева, мелкие собственники, постоянно колеблется между буржуазией и между пролетариатом. Мы это видели на примере поведения русского крестьянства.

Я уже указывал мимоходом, что русское крестьянство там, где оно больше всего имеет хлеба, в восточной России, в Сибири, на юге, на Кавказе, прошло долгую школу деникинщины и колчаковщины, когда они стояли за Деникина и Колчака. Крестьянство поддерживало рабочих, когда рабочие помогали им свергнуть помещиков, а когда рабочие сказали, что мы не допустим свободной торговли хлебом, ибо считаем преступлением продавать излишек хлеба по спекулятивной цене, когда рабочие стали требовать, чтобы излишек хлеба был отдан по твердым ценам рабочему государству, которое восстановит фабрики и вернет крестьянам за этот хлеб продуктами фабрик, тогда крестьяне стали колебаться, тогда они предпочли идти с Колчаком и Деникиным. Они подумали, что Колчак и Деникин, которые обещают им Учредительное собрание и “народовластие”, смогут лучше обеспечить их, чем рабочие. И только, когда опыт показал им, что принесли с собой Колчак и Деникин, то есть старых помещиков, то все это повело к такому бешеному развитию спекуляции, что от этого выигрывает только ничтожное количество богачей, тогда крестьяне на этом тяжелом трудном опыте пришли к выводу, что союз с рабочими надежнее, чем союз с помещиками и капиталистами, что “демократия”, Учредительное собрание означают союз с помещиками и капиталистами, при котором крестьяне оказываются пришибленными, как при всех прежних европейских революциях, а союз с рабочими вернее, хотя рабочие от крестьян не скрывают и говорят, что мы на свободную торговлю хлебом не согласны, ибо это есть свобода для богатого обогатиться, а для бедного разориться, и мы будем сражаться за создание коммунистического общества. На эти хлебные излишки рабочее государство восстановит промышленность и тогда продукты этой промышленности раздаст крестьянам.

Когда мы научимся это распределение вести через организованных рабочих и крестьян, тогда это коммунистическое общество будет создано, оно будет создано в борьбе против всех эксплуататоров и спекулянтов. Вот наш ответ. Это борьба трудная. Это дело долгое, оно требует организации, обучения, воспитания. Вот почему я и говорю, что только Союз коммунистической молодежи, если он сумеет понять свою задачу — воспитывать, переучивать, организовывать всю массу рабочей и крестьянской молодежи, только он увидит создание коммунистического общества.

Но я повторяю, что за те три года, когда мы были больше всего завалены неотложными военными задачами, когда сплошь и рядом были отрезаны от рабочего правительства самые хлебородные районы России, нам все же удалось уже теперь достигнуть такого успеха, что в руках рабоче-крестьянской власти сосредоточивается путем заготовок государственных все большее и большее количество хлеба не спекулятивного, и этот запас хлеба есть основа восстановления промышленности и восстановления правильного распределения продуктов между организованными фабричными рабочими и крестьянством. Я этим пока должен ограничиться. (Аплодисменты.)

 

[Главная страница] [Организация] [Пресс-служба] [Московский Коммунист] [Бюллетень МГК КПРФ]

 [Актуальные темы] [Блокнот активиста] [Наши союзники] [МГК СКМ РФ] [Подарок друзьям]

[Красный Интернет] [Карта сайта] [Гостевая книга]

Вернуться в раздел
Используются технологии uCoz