ЖИЛЬЕ - ДЛЯ КОГО?  

 

А.А. КУВАЕВ,

первый секретарь Московского горкома КПРФ,

депутат Государственной Думы РФ.  

 Московские власти закрепляют социальное неравенство  

Лужковская мэрия, лучезарно улыбаясь, спешит заверить всех, что дела в Москве идут день ото дня все лучше, что город строится и благоустраивается, что всё делается "в интересах москвичей". Но каких именно москвичи? И все ли москвичи на деле, а не на словах, в жизни, а не по Уставу Москвы, имеют равные права и возможности? Например, на получение нового качественного жилья, на защиту от принудительного переселения в рамках "реконструкции" их родного квартала, на спокойную жизнь не под шум бетономешалок и экскаваторов, возводящих очередной небоскреб почти что под окнами обычного много­квартирного дома.

Все ли москвичи могут получить новое жилье именно там, где они хотят, а не там, где им его настойчиво "предлагают" чиновники Департамен­та муниципального жилья? Всем хочется жить в обжитых районах, а не в новостройках, где от властей можно многие годы ждать установки телефона, открытия аптеки или универмага, прокладки линии метро.

Наконец, на чем основан лужковский строительный бум — на промышленном подъеме в столице и области или же на новорусских деньгах, проис­хождение которых ни для кого не секрет? Недавно министр науки и промышленной политики столичного пра­вительства Е. Пантелеев признал: "...если говорить о темпах роста про­изводства в Москве, то, начиная с 1998 года мы не набрали и половины того потенциала, который имели до 1990 года" ("Известия — Недвижи­мость", 27.09.2001).

Любопытные сведения о "финансовых потоках" (употребим это устоявшееся выражение) в Москве помещены в обзорной статье "Больше, чем криминал. Коррупция в России переросла в угрозу национальным интересам", опубликованной в "Независи­мой газете" 07.09.2001. В подразделе "Страна должна знать своих героев" «НГ» пишет: «Наиболее характерные нарушения со стороны государственных и муниципальных служащих – предпринимательская деятельность, владение имущественными паями предприятий, соучредительство и руководство коммерческими организациями, совмещение госслужбы с использованием депутатских полномочий. Наибольшее число взяточничества выявлено (по убывающей) в Москве, Краснодарском крае, Московской области, Ростовской области, Санкт-Петербурге…».

Примечательно, что Санкт-Петербург, который многие называют уго­ловной столицей" Российской Федерации, оказался лишь на 5-м месте по взяточничеству, уступив пальму первенства Москве. Городу, вот уже 10 лет возглавляемому сплоченным руководством.

Это руководство действительно сплоченное и замкнутое. Недаром при создании движения "Отечество" многие писали и говорили о "московских амбициях", "московских лидерах" и "московских интересах". Но можно ли говорить о той сплоченности безмер­но разросшейся "московский элиты", когда чиновничий "скромный" труд и щедрое раздолье финансиста идут как бы рука об руку? Говоря бюрократическим языком, "сотрудничают на благо города". Постараемся воссоздать общие контуры этого сотрудничества.

Новорусский журнал "Эксперт" № 34, от 17.09.2001, поместил в разделе "Недвижимость" статью "Город-предприниматель". В статье утверждается, что правительство города "фактически является основным застройщиком". В соответствии с его планами в 2001 году в Москве намечено ввести около 3,4 млн. кв. метров жилья. Лишь чуть более трети общего объема, или 1,2 млн. кв. метров, — это жилье муниципальное. Львиную же долю - 2,2 млн. кв. метров — намечено продать по коммерческим ценам. Сегодня, по оценкам "Эксперта", 80% рынка ком­мерческого жилья в Москве "прямо или косвенно находится под контролем московского правительства". Это примерно 1,5 млн. кв. метров жилья, земельные участки под них, отданные компаниям-участникам Московского строительного союза (МСС).

Эти компании журнал называет "формально независимыми" и "придворными", получающими земельные участки на льготных условиях, Потом эти компании рассчитываются с горо­дом "квартирами для муниципальных нужд".

При этом важную роль играет пра­вительственный Департамент инвестиционных программ строительства (ДИП или ДИПС, глава — Л. Краснянский). Именно этот департамент имеет права на инвестирование по городскому заказу в центральной части города и так называемой точечной застройке. "Придворные" компании осваивают новостройки, ДИП занят "околоэлитными" домами.

Ссылаясь на неофициальные источники, "Эксперт" пишет: "...как только у предпринимателей стало что-то получаться, московские власти тут как тут. В ближайшее время следует ожидать новой волны огосударствления строительного бизнеса в Москве. Сегодня частным застройщикам не остается ничего, кроме как выступать соинвесторами в проектах участников МСС или ДИП".

Какова общая картина с распределением ролей в Москве, таковы отдельные, весьма показательные эпизоды. Впрочем, каждый из этих эпизодов меняет жизнь целых кварталов города.

Например, 28.08.2001 года правительство Москвы издало распоряжение № 781-ПП "О комплексной реконструкции Пресненского района и создании "Нового жилого центра г. Москвы". По данным "Ведомостей" (06.09.2001), жилье там будет стоить не менее 1500 долларов за кв. метр, то есть будет престижным по столичным меркам, тогда как "спрос на элитные объекты почти не растет". Поэтому аналитики и называют проект "маниловщиной". Как пишет газета, пока работы по сооружению "Нового жилого центра г. Москвы" ведутся не особенно бурно. Одна из основных строительных компаний — "Ингеоком" воз­обновляет работы "...только когда го­род "впрыскивает" очередную порцию финансирования".

Кто же возглавляет эту фирму и чем "Ингеоком" занимается? По сведениям тех же "Ведомостей" (07.08.2001), гендиректор "Ингеокома" — М. Рудяк одновременно... советник Ю. Лужкова.

Именно "Ингеоком" в 1994—1997 годах был подрядчиком при строительстве торгового комплекса "Охотный ряд" (стоимость проекта 350 млн. долларов), сейчас прокладывает коммуникации в котловане "Москва-Сити", строит мини-метро между "Москвой-Сити" и Александровским садом, сооружает развлекательный комплекс "Сити-Стар" на площади Курского во­кзала стоимостью 150 млн. долларов, борется за возможный заказ по прокладке тоннеля под историческим кварталом Лефортово.

Окинем взглядом адреса — это адреса "лужковских строек". Стоит ли удивляться тому, что глава подрядной фирмы ходит в советниках у мэра? "Сотрудничество на благо города" и ничего более.

В рамках "партнерства" столично­го правительства и строительных фирм заключаются инвестиционные контракты. По таким контрактам инвестор обязан 30% жилья отдавать городу. Но инвестиционный контракт инвестор заключает с городом же, точнее — с правительством Москвы. Оно же проводит так называемые «тендеры», или конкурсы с оговоренными предложениями, условиями. Схема простая и надежная для правящей «московской элиты». Надежная, прежде всего тем, что всё  и все замыкается на правительстве города с его департаментами, префектурами и т.д.

Приложение «Ведомости - Недвижимость» (сентябрь 2001), говоря в приподнятом тоне о Департаменте инвестиционных программ, относит к числу сильных его сторон и «мощный административный ресурс, который позволяет решить громадное количество сложных юридических, финансовых и технологических условий строительства".

Иными словами, речь идет о том, что в Англии язвительно называли "системой, питающей самое себя".

Да и как иначе можно отнестись к проговорке "Ведомости — Недвижимость", что в 1993—1995 годах "инвестиционные контракты на дом толком не регистрировались", почему и по сей день у стройплощадок "появляются вторые владельцы".

Наверное, таков уж климат высо­кого взаимного доверия в московских правящих кругах, что многие договоренности не обременены точным реестром.

Да и сегодня, судя по "Ведомости — Недвижимость", у ДИП сложились теплые отношения с вполне определенными финансовыми группами. "Департамент тесно сотрудничает со Сбербанком России, МДМ-банком, Госбанком, Совинбанком, Банком Москвы. Кредиты предоставляются в рублях по ставкам ниже рыночных; обеспечением выступает возводимое жилье. С учетом стоимости кредитных ресурсов рассчитывается приблизи­тельная инвестиционная стоимость 1 кв. м жилой площади".

Московское правительство любит говорить вообще об инвесторах и о том, что возможности бюджета города для решения жилищного вопроса ограничены. Это единственное объяснение, которое приходится выслушивать очередникам, вынужденным отстоять в очереди примерно целое поколение, чтобы получить квартиру. Конечно, есть и те, кто умудряется получить квартиру быстрее остальных очередников, но общей безрадостной картины и такие исключения не меняют.

Сейчас стоимость 150-квартирного жилого дома, возводимого из средств городского бюджета, немногим пре­вышает 93 млн. рублей ("АиФ—Моск­ва", № 39. 2001). Запомним эту цифру для сравнения с некоторыми другими тратами столичных властей. Их гран­диозные проекты столь всем памятны, требуют столь значительных средств, что можно поверить каналу ТВЦ, когда он говорит об ограниченности городс­ких возможностей по разрешению жилищного вопроса в Москве.

Всем памятен ничем так и не за­кончившийся скандал вокруг возведе­ния третьего транспортного кольца, споры о качестве работ, о честности подрядчиков и т. п. Журнал "Коммерсант—Деньги", № 38, 2001 поместил обзор этого нашумевшего дела.

Как пишет журнал, пресс-конференция главы Контрольно-счетной па­латы Москвы В. Двуреченских по ито­гам проверки 11-км участка дороги на участке "Москва-Сити" — Автозаводский мост была отменена "за несколько часов до начала", причем сделано это было «по распоряжению мэра». Причиной, как считает «Коммерсант-Деньги», послужил отчет КСП о «колоссальных убытках, которые понес город по вине строителей и чиновников».

«По свидетельству очевидцев, мэр неоднократно приходил в ярость и устраивал выволочку, как строителям, так и аудиторам, поскольку они никак не могли договориться". Запрет на обнародование отчета был снят лишь в сентябре и то — "частично". Глава Контрольно-счетной палаты оценил возможный ущерб, нанесены Территориальному дорожному фонду Москвы, "минимум в 5 млрд. рублей. Только за сданные объекты город платил строителям более 1 млн. рублей, а за использование дорогостоящей тяжелой строительной (даже там, где можно было обойтись легкой) — 593 миллиона рублей.

Теперь вспомним, что 150-квартирный жилой дом обходится городу в 93 миллиона, и подсчитаем, сколько жилья растворилось в песке и бетоне его транспортного кольца.

Среди главных виновников потерь в отчете названы две фирмы — «Организатор» (принадлежит трем частным лицам), генеральный заказчик «Корпорация "Трансстрой" — главный подрядчик, а также правительственный Департамент экономической политики. Департамент экономической политики и развития (ДЭПР), возглавляемый заместителем мэра Ю. Росляком. 

Дело не только в том, что строители напрочь отметают все обвинения Контрольно-счетной палаты. Дело даже в другом — заместитель мэра получил всего лишь... замечание за выявленные КСП нарушения, а "за задержку в представлении отчета о мерах, принимаемых для устранения недостатков"  так говорится в распоряжении, подписанном мэром" («Коммерсант—Деньги», № 38, 2001).

 А теперь в недрах московского правительства рождаются химерические проекты по жилищному вопросу никак ни против произвола властей и подрядчиков, не направленные, но сулящие кому-то солидную прибыль. Например, "ипотека для бедных" — выдача кредитов на приобретение жилья в размере от 5 до 10 тысяч долларов под 7-10% годовых в валюте («Коммерсант—Деньги», № 38, 2001). Вновь предлагается не разрешение жилищного вопроса, а новая финансовая кабала. Интересно, где сегодня найти в пятиэтажках, в Бутово, и Марьино, на городских вокзалах и  в собесах «бедных», способных вернуть кредит в 5-10 тысяч долларов!

Само правительство Москвы собирается («Московский комсомолец», 21.09.2001) потратить почти 140 миллиардов рублей на программу «Жилище» на 2002-2010 годы. Якобы в 2010 году средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна доходу самой обычной семьи из трех человек за три года. Один "квадрат" общей площади по цене не станет превышать двухмесячного среднего дохода на душу населения". Если за самую простую квартиру самая обычная семья из трех человек (ставка на демографическую катастрофу заложена в расчет?) должна будет отдать свой трехлетний доход, то, очевидно, чтобы купить квартиру надо будет три года питаться воздухом?

Видимо, подобные программы разрабатываются или для сугубо предвыборных, пропагандистках целей (типа чубайсовского – «один ваучер – две «Волги»), или для чьих-то частных интересов.

Недавно академик Российской академии архитектуры Ю. Бочаров выступил с резкой критикой политики мос­ковского правительства. Газета "Коммерсант" (09.08.2001) привела неко­торые подробности его выступления. Академик Бочаров считает, что в Мос­кве чрезмерно раздут строительный комплекс. Если в Нью-Йорке строите­ли составляют 3% рабочей силы, в Анкаре (Турция) — 6%, то в Москве — 14%. В столице сосредоточено 50% строительных мощностей страны, но используются они крайне неумело: "Реконструкция жилых зданий обошлась бы на 40% дешевле, но для этого, во-первых, нужна другая квалификация строителей и, во-вторых, легкая техника, чтобы работать во дворах, а ее нет. Вместо того чтобы искать фронт работ в регионах и за рубежом, как это делают строители США и Турции, ломают Москву и строят заново - исключительно, чтобы прокормить строительного монстра".

Можно сказать, что московские власти в самом деле "ломают Москву и строят заново", но не для всех москвичей, а для узкого правящего слоя и зависимой от него прослойки, ломают исторические кварталы и памятники архитектуры, парки и рощицы, жилые дома, требующие лишь расходов на небольшой ремонт и т. д.

Планируются дома для богатых, где квадратный метр стоит 3—4 тысячи долларов, планируются так называемые "типовые" дома для бедных. Создаются кварталы для новоявленной элиты со своей собственной, качественно отличной инфраструктурой, и застраиваются многоэтажки для ма­лообеспеченных граждан, а ведь последних — подавляющее большинство. В итоге в Москве растут разные города, "города внутри города", или, как радостно говорят в рекламных проспектах "элитных домов", "маленькие европейские города" с подземными автостоянками, саунами, магазинами и т.п.

Жилье — для кого и для чего? Жилье для закрепления социального неравенства, для его градостроительного и архитектурного оформления, для "новой" Москвы — свое, для всей остальной — то, что останется.

 

[Главная страница] [Организация] [Пресс-служба] [Московский Коммунист] [Бюллетень МГК КПРФ]

 [Актуальные темы] [Блокнот активиста] [Наши союзники] [МГК СКМ РФ] [Подарок друзьям]

[Красный Интернет] [Карта сайта] [Гостевая книга]

Используются технологии uCoz