Тяжело больной город.

 

 

Мне уже не раз приходилось говорить и писать о том, что современная Москва ста­ла как бы витриной пресловутых "реформ". Вся мишура и все язвы современной Рос­сии разделены на два мира этой "рыноч­ной" витриной: мишура и блеск расточи­тельной роскоши на фасаде, нищета и язвы за фасадом. Но, кроме того, Москва стала ещё и глобалистским монстром. Она пре­вратилась в перевалочный пункт мигрантов и контрабанды, наркопутей и торговли "жи­вым товаром", в лежбище для воров "в законе" и любых сомнительных личностей чуть ли не со всего мира, но, прежде всего - из пределов разрушенного Советского Союза. Даже чисто внешне новоделы "лужковской архитектуры" почти неотличимы от бетонно-бездушных и фальшиво-стеклянных офисных кварталов "нового"  Парижа и "нового" Лондона, от Гонконга и Нью-Йорка. Разница только в одном - такого вызы­вающего пренебре­жения к памятникам старины мы не найдём ни в одном глобалистском мегаполисе.

Москва становится не просто городом привозных, часто продаваемых втридорога иностранных товаров (например, рыба из Дании или из Чили), но и городом иностран­ного капитала. Даже после дефолта 1998 г., число работников фирм с иностранным ка­питалом в Москве увеличилось с 133 до 191 тысячи человек. В Москве серьезно пред­ставлен английский, американский, немец­кий, китайский, кипрский капитал (в пос­леднем случае более чем вероятно, речь идет о вкладывании в РФ и Москву денег, когда-то, в начале 1990-х гг., вывезенных в кипрские оффшорные зоны).

Если верно утверждение, что в Москве сосредоточено до 80 % банковского капи­тала РФ (а это, пожалуй, верно, вспомним лишь перечень ведущих банков и сразу обнаружим почти все из них именно в Мос­кве), то почему не предположить, что в Москве "крутится" сходная доля теневого, попросту, преступного капитала, не замет­ного для Госкомстата? Если валовой внут­ренний продукт (ВВП) РФ в-2001 г. состав­лял лишь 67,1% ВВП РСФСР образца 1990 года, то пришла ли Москва в упадок вслед за всей страной? Отнюдь нет. Разрыв меж­ду областями и краями РФ за годы "ре­форм" только увеличился. Разница между регионами в розничном товарообороте на душу населения выросла с 1990 по 2000 г. от 3,1 до 24,4 раза, по объему платных услуг - от 3 до 83,4 раза.

Известна шутка "новорусских" журна­лов, что столичные богатые и столичные бедные почти никогда не встречаются друг с другом - у каждого "слоя" свои магазины, аптеки, учреждения здравоохранения, об­разования, досуга и свое жилье. О степени расслоения москвичей можно судить по неофициальной статистике. Более трети москвичей - 36%, или 3,3 млн. человек, -бедствуют на заработки, доходящие лишь до 70 долларов в месяц. Еще 28%, или 2,6 млн. человек, живут с напряженным бюдже­том до 130 долларов в месяц. Свыше мил­лиона (1,2 млн. или 13% городского населе­ния) - это, как я бы сказал, "обеспеченные бедные" с доходом в 230 долларов в месяц. Зато 10% (930 тысяч человек), назовем их "средние, но все-таки бедные", имеют уже 700 долларов в месяц, что. тоже немного, учитывая стоимость лекарств, величину ком­мунальных тарифов, затраты на воспитание и обучение детей и т.п. Но 8% москвичей (740 тысяч человек) имеют уже 5000 долла­ров в месяц. Это уже другой "разговор", другая жизнь. Следующий слой - 5%, или 470 тысяч москвичей, - процветают с 10 тысячами долларов в месяц. Наконец, са­мая верхушка (верхушка ли?) численностью 90 тысяч человек имеет 30 тысяч долларов дохода в месяц.

Именно на запросы и прихоти послед­них 14% богатых (то есть от 5 тысяч долларов в месяц и выше), а не на нужды 86% бедных призывают ориентировать свой биз­нес в Москве московские бизнес-справочники. И от "московской" роскоши и разгула, вседозволенности и произвола подавляю­щее большинство москвичей, особенно ко­ренных, только проигрывает. И когда в фев­рале 2004 г. министр труда А. Починок (сам, по данным открытой печати, человек дале­ко и далеко не бедный) сообщает о реши­тельном успехе в борьбе с бедностью в 2003 г., то простые москвичи вспоминают старый анекдот: "Есть ложь, большая ложь, и есть статистика".

Например, Москомстат оценивает минимальную потребительскую корзину тру­доспособного москвича в 1373 рубля 75 копеек (какая точность!), ребенка и пенсионера в 783 рубля 44 копейки (на декабрь 2003 г.). Недавно я видел в программе "Вести-Москва" графики, насколько про­центов возросла эта злополучная потреби­тельская корзина в январе 2004 года, воз­росла, несмотря на отмену налога с про­даж! Но вот в издании "Газета" в феврале 2004г. читаю, что редакция провела иссле­дование цен в сетевых супермаркетах и на оптовых рынках Москвы. Выяснилось, что минимальная стоимость продуктовой потребительной корзины в Москве составляет 4632 рубля 36 копеек, или в 3,5 раза больше суммы, указанной Москомстатом.

А ведь эта потребительная корзина - тоже вымысел. Сюда же не входит тран­спорт и коммунальные платежи, скашиваю­щие львиную долю средней пенсии и сред­ней зарплаты, цены на лекарства, на хотя бы один, два похода в мастерскую починки обуви, в химчистку, и т.п. Так что действи­тельная картина жизни московских бедных еще ужаснее.

Общеизвестно, например, что: Москва -передовик рыночного труда в области сда­ваемых квадратных метров жилья. Это так, с этим никто не спорит. Но вот кому сдаваемых и в каком состоянии сдаваемых - это большая коммерческая тайна. С одной стороны, московская строительная отрасль раздута вне всякой меры. Если в Нью-Йорке строители составляют 3% рабочей силы, в Анкаре (Турция) - 6%, то в Москве сразу 14%. С другой стороны, очередники как стояли по 20 лет в очереди, так и продолжа­ют стоять. Но и сведениям о числе "улуч­шивших свои жилищные условия" никак не­льзя доверять. Ведь по данным "Аргумен­тов и фактов", в их число входят и те, кто, не дождавшись обещанного жилья, "получил" свои 2 квадратных метра на кладбище и тем самым выбыл из числа очередников.

Есть и другие неудобные для городских властей подсчеты: чтобы 700 тысяч москов­ских очередников обеспечить квартирами, нужно было 6 млн. квадратных метров жилья, а за 12 лет "реформ" в Москве построено 29 млн. квадратных метров.

Ларчик открывается просто. При себес­тоимости обычного муниципального жилья в 200-300 долларов за квадратный метр (другие оценки - до 350-400 долларов), его продажная цена разгоняется целыми арми­ями перекупщиков, посредников, подряд­чиков и рекламных агентов до 800-1000 и более долларов. А так называемое "элит­ное" жилье при себестоимости в 1000 дол­ларов за квадратный метр продается за 5-10 тысяч долларов. Застройщики и торгов­цы недвижимостью, продав 2-3 квартиры в "элитном" доме, уже окупают затраты и кладут себе в карман немало. Понятно, почему ставка делается на "элитное" жилье и на богатых приезжих.

И не надо думать, что, по рыночной считалочке о "спросе-предложении", если есть спрос на жилье в Москве, то навстречу ему устремится предложение со сниженной ценой. Нет никакого "рынка", есть только мафиозная хватка и дальнейший рост цен на жилье в'2000-2003 гг. Правда, только на жилье, продаваемое властями и их "сотова­рищами" в разных ЗАО и ОАО. Но не на жилье рядовых собственников, приватизи­ровавших свое единственное жилье. Это жилье власти и инвесторы либо отказыва­ются выкупать, пуская в ход небезызвест­ный Департамент жилищной политики и жилищного фонда, либо норовят переоце­нить, уценить или выморить жильцов из мнимо "аварийного" дома.

Взять, например, действующий закон Москвы от 9 сентября 1998 г. "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жи­лые помещения". В ст. 2 этого закона Мос­квы вводится понятие "отселяющее лицо", а что это за лицо - не говорится. В ст. 19 гражданам обещают предоставлять доку­менты, затрагивающие их права и обязан­ности, но слова "предоставлять копию ин­вестиционного контракта, сведения об учредителя инвестора, его юридическом и фактическом адресе'' и т.п., - отсутствуют! В итоге - всем памятные хотя бы по лету 2003 г. противостояния объединившихся по месту жительства (объединенных общей бедой) граждан с хранящими молчание городскими властями/местными управами (их лучше, право же, переименовать в "самоуправст­ва"), неизвестными фирмами, вырубающи­ми парк, сносящими детскую площадку, роящими котлован у вас прямо под окнами и т. д.        И подобное "московское законотворчест­во", "московский метод хозяйствования" – во всех областях. Куда ни кинь, всюду схвачено, всюду какой-нибудь клин!

Мне уже не раз приходилось говорить и писать о том, что современная Москва ста­ла как бы витриной пресловутых "реформ". Вся мишура и все язвы современной Рос­сии разделены на два мира этой "рыноч­ной" витриной: мишура и блеск расточи­тельной роскоши на фасаде, нищета и язвы за фасадом. Но, кроме того, Москва стала ещё и глобалистским монстром. Она пре­вратилась в перевалочный пункт мигрантов и контрабанды, наркопутей и торговли "жи­вым товаром", в лежбище для воров "в законе" и любых сомнительных личностей чуть ли не со всего мира, но, прежде всего - из пределов разрушенного Советского Союза. Даже чисто внешне новоделы "лужковской архитектуры" почти неотличимы от бетонно-бездушных и фальшиво-стеклянных офисных кварталов "нового"  Парижа и "нового" Лондона, от Гонконга и Нью-Йорка. Разница только в одном - такого вызы­вающего пренебре­жения к памятникам старины мы не найдём ни в одном глобалистском мегаполисе.

Москва становится не просто городом привозных, часто продаваемых втридорога иностранных товаров (например, рыба из Дании или из Чили), но и городом иностран­ного капитала. Даже после дефолта 1998 г., число работников фирм с иностранным ка­питалом в Москве увеличилось с 133 до 191 тысячи человек. В Москве серьезно пред­ставлен английский, американский, немец­кий, китайский, кипрский капитал (в пос­леднем случае более чем вероятно, речь идет о вкладывании в РФ и Москву денег, когда-то, в начале 1990-х гг., вывезенных в кипрские оффшорные зоны).

Если верно утверждение, что в Москве сосредоточено до 80 % банковского капи­тала РФ (а это, пожалуй, верно, вспомним лишь перечень ведущих банков и сразу обнаружим почти все из них именно в Мос­кве), то почему не предположить, что в Москве "крутится" сходная доля теневого, попросту, преступного капитала, не замет­ного для Госкомстата? Если валовой внут­ренний продукт (ВВП) РФ в-2001 г. состав­лял лишь 67,1% ВВП РСФСР образца 1990 года, то пришла ли Москва в упадок вслед за всей страной? Отнюдь нет. Разрыв меж­ду областями и краями РФ за годы "ре­форм" только увеличился. Разница между регионами в розничном товарообороте на душу населения выросла с 1990 по 2000 г. от 3,1 до 24,4 раза, по объему платных услуг - от 3 до 83,4 раза.

Известна шутка "новорусских" журна­лов, что столичные богатые и столичные бедные почти никогда не встречаются друг с другом - у каждого "слоя" свои магазины, аптеки, учреждения здравоохранения, об­разования, досуга и свое жилье. О степени расслоения москвичей можно судить по неофициальной статистике. Более трети москвичей - 36%, или 3,3 млн. человек, -бедствуют на заработки, доходящие лишь до 70 долларов в месяц. Еще 28%, или 2,6 млн. человек, живут с напряженным бюдже­том до 130 долларов в месяц. Свыше мил­лиона (1,2 млн. или 13% городского населе­ния) - это, как я бы сказал, "обеспеченные бедные" с доходом в 230 долларов в месяц. Зато 10% (930 тысяч человек), назовем их "средние, но все-таки бедные", имеют уже 700 долларов в месяц, что. тоже немного, учитывая стоимость лекарств, величину ком­мунальных тарифов, затраты на воспитание и обучение детей и т.п. Но 8% москвичей (740 тысяч человек) имеют уже 5000 долла­ров в месяц. Это уже другой "разговор", другая жизнь. Следующий слой - 5%, или 470 тысяч москвичей, - процветают с 10 тысячами долларов в месяц. Наконец, са­мая верхушка (верхушка ли?) численностью 90 тысяч человек имеет 30 тысяч долларов дохода в месяц.

Именно на запросы и прихоти послед­них 14% богатых (то есть от 5 тысяч долларов в месяц и выше), а не на нужды 86% бедных призывают ориентировать свой биз­нес в Москве московские бизнес-справочники. И от "московской" роскоши и разгула, вседозволенности и произвола подавляю­щее большинство москвичей, особенно ко­ренных, только проигрывает. И когда в фев­рале 2004 г. министр труда А. Починок (сам, по данным открытой печати, человек дале­ко и далеко не бедный) сообщает о реши­тельном успехе в борьбе с бедностью в 2003 г., то простые москвичи вспоминают старый анекдот: "Есть ложь, большая ложь, и есть статистика".

Например, Москомстат оценивает минимальную потребительскую корзину тру­доспособного москвича в 1373 рубля 75 копеек (какая точность!), ребенка и пенсионера в 783 рубля 44 копейки (на декабрь 2003 г.). Недавно я видел в программе "Вести-Москва" графики, насколько про­центов возросла эта злополучная потреби­тельская корзина в январе 2004 года, воз­росла, несмотря на отмену налога с про­даж! Но вот в издании "Газета" в феврале 2004г. читаю, что редакция провела иссле­дование цен в сетевых супермаркетах и на оптовых рынках Москвы. Выяснилось, что минимальная стоимость продуктовой потребительной корзины в Москве составляет 4632 рубля 36 копеек, или в 3,5 раза больше суммы, указанной Москомстатом.

А ведь эта потребительная корзина - тоже вымысел. Сюда же не входит тран­спорт и коммунальные платежи, скашиваю­щие львиную долю средней пенсии и сред­ней зарплаты, цены на лекарства, на хотя бы один, два похода в мастерскую починки обуви, в химчистку, и т.п. Так что действи­тельная картина жизни московских бедных еще ужаснее.

Общеизвестно, например, что: Москва -передовик рыночного труда в области сда­ваемых квадратных метров жилья. Это так, с этим никто не спорит. Но вот кому сдаваемых и в каком состоянии сдаваемых - это большая коммерческая тайна. С одной стороны, московская строительная отрасль раздута вне всякой меры. Если в Нью-Йорке строители составляют 3% рабочей силы, в Анкаре (Турция) - 6%, то в Москве сразу 14%. С другой стороны, очередники как стояли по 20 лет в очереди, так и продолжа­ют стоять. Но и сведениям о числе "улуч­шивших свои жилищные условия" никак не­льзя доверять. Ведь по данным "Аргумен­тов и фактов", в их число входят и те, кто, не дождавшись обещанного жилья, "получил" свои 2 квадратных метра на кладбище и тем самым выбыл из числа очередников.

Есть и другие неудобные для городских властей подсчеты: чтобы 700 тысяч москов­ских очередников обеспечить квартирами, нужно было 6 млн. квадратных метров жилья, а за 12 лет "реформ" в Москве построено 29 млн. квадратных метров.

Ларчик открывается просто. При себес­тоимости обычного муниципального жилья в 200-300 долларов за квадратный метр (другие оценки - до 350-400 долларов), его продажная цена разгоняется целыми арми­ями перекупщиков, посредников, подряд­чиков и рекламных агентов до 800-1000 и более долларов. А так называемое "элит­ное" жилье при себестоимости в 1000 дол­ларов за квадратный метр продается за 5-10 тысяч долларов. Застройщики и торгов­цы недвижимостью, продав 2-3 квартиры в "элитном" доме, уже окупают затраты и кладут себе в карман немало. Понятно, почему ставка делается на "элитное" жилье и на богатых приезжих.

И не надо думать, что, по рыночной считалочке о "спросе-предложении", если есть спрос на жилье в Москве, то навстречу ему устремится предложение со сниженной ценой. Нет никакого "рынка", есть только мафиозная хватка и дальнейший рост цен на жилье в'2000-2003 гг. Правда, только на жилье, продаваемое властями и их "сотова­рищами" в разных ЗАО и ОАО. Но не на жилье рядовых собственников, приватизи­ровавших свое единственное жилье. Это жилье власти и инвесторы либо отказыва­ются выкупать, пуская в ход небезызвест­ный Департамент жилищной политики и жилищного фонда, либо норовят переоце­нить, уценить или выморить жильцов из мнимо "аварийного" дома.

Взять, например, действующий закон Москвы от 9 сентября 1998 г. "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения". В ст. 2 этого закона Мос­квы вводится понятие "отселяющее лицо", а что это за лицо - не говорится. В ст. 19 гражданам обещают предоставлять доку­менты, затрагивающие их права и обязан­ности, но слова "предоставлять копию ин­вестиционного контракта, сведения об учредителя инвестора, его юридическом и фактическом адресе'' и т.п., - отсутствуют! В итоге - всем памятные хотя бы по лету 2003 г. противостояния объединившихся по месту жительства (объединенных общей бедой) граждан с хранящими молчание городскими властями/местными управами (их лучше, право же, переименовать в "самоуправст­ва"), неизвестными фирмами, вырубающи­ми парк, сносящими детскую площадку, роящими котлован у вас прямо под окнами и т. д.        И подобное "московское законотворчест­во", "московский метод хозяйствования" – во всех областях. Куда ни кинь, всюду схвачено, всюду какой-нибудь клин!

Или, например, чисто голословная нор­ма законодательства о том, что граждане, дескать, имеют право на обсуждение гра­достроительной политики и т.п. А когда жильцов целых кварталов выкорчевывают с корнем, ссылая в разные края дальние, то с кем что обсуждать? Взять хотя бы ставшее уже знаменитым постановление мэрии от 47.06.2003 г. №440-ПП о программе "Золо­той остров", по которой местность между Москвой-рекой и обводным каналом, пря­мо напротив Кремля, в старинном Замос­кворечье, намечено застроить сверхдоро­гими новоделами (общей площадью ориен­тировочно в 600 тысяч кв. метров) с развле­кательными центрами, казино и варьете, с 5-этажными подземными автостоянками (как это скажется на облике центра Москвы, на уровне грунтовых вод в районе Москвы-реки и Кремлевской набережной - никого, похоже, в мэрии не волнует)! Разве с мос­квичами, жившими тут десятилетиями, что-то обсуждали? Их тихо и не очень "тихо" сплавили в отдаленные районы. И такова общая практика "московского хозяйствова­ния". Недаром, даже по официальной ста­тистике, численность населения Централь­ного административного округа Москвы упа­ла с 670 тысяч в 1992 г. до 560тысяч человек в 2002 г. Но на ЦАО, где сейчас живет лишь 6,6% всего населения города, приходится 39,2% всех городских юридических лиц (это на порядок выше, чем в любом другом окру­ге Москвы и Зеленограде)! Правда, мне возразят, не все так печаль­но в Москве. Есть и положительные приме­ры. Вот, к слову, как возросло за годы лужковского мэрства число вузов в Москве. И правда, возросло. В 1990/91 учебном году в Москве было 77 вузов, а в 2001/02 учебном году - уже 202. Но из этих 202 вузов государ­ственных только 98, а негосударственных -104! Причем загруженность этих вузов студентами неодинакова. В государственных вузах учатся 811 тысяч студентов, а в таком же числе частных вузов - 226 тысяч студен­тов. В этом смысле Москва, опять-таки, витрина "реформ". По всей России в 2002 г. вузы приняли на платную форму обучения 54% студентов, на бесплатную - уже только 46%. А сколько воздушных рублей начисля­ют в еле теплящихся научных учреждениях? Разумеется, у научно-коммерческих учреж­дений, берущих "в условных единицах" за экзамены и рецензии, жизнь другая, вне зависимости оттого, какой оклад у "коммер­ческих ученых" по ведомости.

Или - взять здравоохранение. В Москве за годы   "реформ" упало и число больничных коек, и число медицинского персонала. Конечно, сторон­ники Лужкова начнут говорить о медицинс­ких учреждениях федерального и городско­го подчинения. Но когда корабль РФ тонет, Москва, столь богатая и процветающая, не может пойти ко дну.

Москва и выплывает - на поверхности множество платных диагностических и ле­чебных центров. А рядовые москвичи тем временем увеличивают посещения учреж­дений доступного бедного городского здравоохранения, чтобы удержаться в годы "пер­манентных реформ". Многие москвичи, на­пример, просто не ставятся в известность в районных поликлиниках, что в каждом окру­ге Москвы есть государственный диагнос­тический центр с компьютерной томогра­фией и т. п. Почему не говорят об этом всем? Потому что "на всех" желающих и нуждающихся направлений не хватит. Если нужно быстро и срочно - можно зайти с улицы в поликлинику Управления делами Президента РФ, на коммерческой, естес­твенно, основе. Даже небольшое обследование на хорошем оборудовании (без гос­питализации!) сравнимо со среднестатис­тической зарплатой. И это - тоже Москва. Как и 50 тысяч беспризорных детей, обита­ющих как бомжи на московских улицах и вокзалах. Всего в РФ ныне 680 тысяч бес­призорных детей, для многих из которых Москва по-своему "столица", куда съезжа­ются беспризорники со всей страны.

Я уже не раз говорил и писал о Москве как о столице преступного мира. О сращи­вании чиновничества с официальными ком­мерческими фирмами, их - с теневыми силами. Но, увы, положение только ухудша­ется. Идет общая криминализация страны, огрубление жизни, нравов, языка, скатыва­ющегося до смеси англоязычных заимство­ваний с полоуголовным жаргоном.

Другой бич - это наркотики. Наркопути из Афганистана, Пакистана, Средней Азии, Кавказа, отравляя Россию, сходятся в Мос­кве. Здесь же осела и основная масса пре­ступных этнических группировок. Ясно, что "новым москвичам" нужны мигранты, они не станут бороться за старый двор, за памятник старины, как это делают корен­ные москвичи. Здесь глобалистская поли­тика и корыстная экономика переплетаются воедино. "Новой Москве" нужен "чистый лист бумаги", как принято говорить в таких случаях, на котором власти начертают оче­редные "глобальные" проекты, выпишут сами себе чек и скажут "старой Москве" и ее обитателям, что этот новый рецепт излечит все старые болезни города.

Но на самом деле все гораздо сложнее. Тяжело больному городу, каким стала Мос­ква, требуется честная патриотическая по­литика, которую проводить в жизнь гораздо сложнее, чем хвалить самих себя в программе "Лицом к городу".

А.А. КУВАЕВ,

первый секретарь МГК КПРФ, депутат Государственной Думы.  

Используются технологии uCoz